Владимир Иванович КЛИМОВ
Владимир Климов родился в 1923 году в посёлке Ртищево, в семье железнодорожника. Окончил 5 классов. Отец Владимира умер в 1934 году. Мать одна воспитывала шестерых детей, поэтому Владимир прибавил себе год и поступил в школу ФЗУ (сейчас Ртищевский политехнический лицей). Позже работал машинистом на мясокомбинате. В сентябре 1940 года устроился на работу слесарем в вагонное депо станции Ртищево.
В июле 1941 года Владимир Климов был призван Ртищевским райвоенкоматом в ряды РККА. В боях Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Принимал участие в оборонительных боях под Киевом, Харьковом, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Польши, Венгрии и Чехословакии.
На 1942 год красноармеец Климов — понтонёр 6-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 1-й понтонно-мостовой бригады, на 1943 год — моторист того же подразделения.
29 сентября 1943 года войска Степного фронта в ходе успешно развивающегося наступления освободили Кременчуг — сильный предмостный опорный пункт противника на левом берегу Днепра. Вместе с передовыми отрядами 37-й армии юго-восточнее Кременчуга вышел к Днепру 6-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, в котором служил рядовой катерист Владимир Иванович Климов. Батальону было приказано обеспечить переправу артиллерии и танков в районе села Дериевка.
В короткий срок понтонёры собрали паромы, устроили причалы. 28 сентября Климов повёл своим катером первый паром с танком Т-34. В течение последующих трёх недель Климов непрерывно переправлял на плацдарм за Днепром боевую технику 37-й армии. Он не спал по 3—4 суток подряд и прекращал работу только тогда, когда силы окончательно покидали его. После короткого отдыха Климов вновь возвращался в строй и под непрерывным обстрелом и систематическими ударами авиации противника днём и ночью продолжал выполнение боевой задачи.
8 октября паром Климова, стоявший на глубоком месте у причала и загруженный орудиями, тягачами и боеприпасами, подвергся особенно ожесточённому артиллерийскому обстрелу из района села Куцеволовка. Все находившиеся на пароме бойцы-артиллеристы сошли на берег и укрылись в окопах. Осколками снаряда был сильно повреждён понтон, и паром с большим креном стал погружаться в воду. В этот момент Климов проявил исключительную смелость и находчивость. Несмотря на ураганный огонь противника, он отвёл паром на мель и тем самым спас боевую технику от затопления. До окончания огневого налёта Климов поддерживал паром своим катером, одновременно борясь с водой, хлынувшей внутрь судна через многочисленные пробоины в левом борту.
От осколков снарядов, мин и пуль катер Климова трижды получал повреждения. Однако он, каждый раз доставлял по назначению боевую технику и только после этого ремонтировал судно.
За три недели Климов сделал на своём катере более 300 рейсов через Днепр и перебросил на плацдарм десятки танков, орудий, автомашин, сотни тонн боеприпасов.
За отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки, 20 декабря 1943 года Владимиру Ивановичу Климову присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1946 году Владимир Иванович Климов демобилизован из Советской Армии в звании старшины запаса. С апреля 1948 по март 1955 года он служил в отдельном дивизионе охраны МГБ на станциях Ртищево и Лихая ЮВЖД, старшина милиции. Затем трудился шофёром в городе Абай Карагандинской области Казахской ССР. В 1967 году он переехал в город Тольятти. Там В. И. Климов работал водителем Автотранспортного управления № 3 на строительстве Волжского автозавода. Ему было присвоено звание ударника коммунистического труда. Владимир Иванович активно работал в Тольяттинском городском совете ветеранов войны.
Умер Владимир Иванович Климов 24 мая 1980 года в Тольятти |