Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2017 г. N 602
"Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность"
Методические рекомендации «Профилактика травматизма среди несовершеннолетних»
ПОДРОСТКОВЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.
Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.д.).
Особую тревогу вызывает детский травматизм.
Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в образовательной организации, составляют довольно высокий удельный вес не менее 15-20%). Анализ их показывает, что в большинстве случаев обучающиеся травмируются в результате:
- нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
- на уроках физкультуры;
- вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;
- в результате бесконтрольности со стороны учителя физкультуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах;
- в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории образовательного учреждения.
У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет.
Однако, уже в этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, все познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. В этом возрасте у некоторых появляется желание мастерить огнестрельное оружие – самопалы. Это очень опасное занятие, которое нередко приводит к тяжелым травмам и даже трагическим последствиям.
Частота травм, случившихся на уроке физкультуры, составляет не менее 15-20% от всех повреждений, полученных в образовательной организации. У большинства пострадавших наблюдаются переломы, ушибы, растяжение связок.
Меры профилактики и защиты
Наиболее действенными мерами по предотвращению травматизма в образовательной организации являются:
- Повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе ОУ.
- Усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма.
- Тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивные снарядов и матов, недопущение столкновений во время занятий во избежание травм.
- Допускать детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки.
- Неуклонно выполнять правила страхования при упражнениях, связанных с риском падения.
- Отменять занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, не подменять его случайными людьми.
- Учащимся строго соблюдать дисциплину, избегать опасных шалостей, физических грубостей к своим сверстникам и необоснованного риска. Учиться прогнозировать и предвидеть возможные последствия в той или иной ситуации.
- Взрослым необходимо всегда помнить, что избежать травм у детей подросткового возраста можно при условии повышения ответственности ОУ за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным присмотром взрослых.